Древние виды йоги

Аватар пользователя Вика

Йо́га (дев. योग) - (по определению из википедии)  — это понятие в индийской культуре, в широком смысле означающее совокупность различных духовных, психических и физических практик, разрабатываемых в разных направлениях индуизма и буддизма и нацеленных на управление психическими и физиологическими функциями организма с целью достижения индивидуумом возвышенного духовного и психического состояния.

 

Перед тем, как изучать статью, вы можете прослушать наш вебинар о древних видах йоги:

Если есть возможность посмотреть - посмотрите :)
Эти 50 минут помогут вам понять, почему в древности возникло столько разных видов йоги и что они значат.
Если нет возможности смотреть - добро пожаловать к чтению ниже.

 

Что такое "Йога"?

В систематизированном трактате “йога - сутры”, написанном мудрецом Патанджали около 2.500 лет назад, йога определется как "Читта Вритти Ниродхи".
Индийский философ Вивекананда в конце XIX века перевёл это определение как

Йога есть удержание материи мысли (Читта) от облечения в различные образы (Вритти).

Наши современники Островская и Рудой переводят это определение как 

"Йога - выключение активных программ сознания".

 

Откуда появилось название - йога?

Слово «Йога» произошло от санскритского «йодж» или «йудж». За свою 9000-летнюю историю это слово обросло множеством значений: упряжка, упражнение, обуздание, преданность, напряжение, сопряжение, сложение, соединение, единение, связь, гармония, союз, служение, сочетание и т.д. Но суть наиболее полно отражают следующие значения: единение, гармония, союз. Можно сказать, что йога - это путь к  гармонии.

Чисто технически йога - это методика медитации. Именно поэтому в йога-сутрах и говорится, что йога - это ЧВН ("Прекращение мыслительной активности").
Но каким образом прийти к этому ЧВН? Этих способов было много. И постоянно появлялись всё новые и новые. Древние практики изобретали их регулярно. И потому путей к этому состоянию как и способностей каждого оказалось очень много. Может поэтому образовалось так много течений и разновидностей, которые для каких-то конкретных практиков могли привести к состоянию "молчание ума", но для большинства - они могли и не быть методами достижения этой этой цели. И, зачастую,  приносили совершенно противоположный эффект.

Но так или иначе Йога - есть непременный компонент всех духовных традиций Индии. За пределами Индии термин «йога» зачастую ассоциируется лишь с хатха-йогой и асанами — физическими упражнениями, что не отражает духовного и душевного аспектов йоги. 

Того, кто изучает и практикует йогу, именуют йогом или йогином.

Для лучшего понимания мы разбили условно древнюю йогу на два вида: дотантрическая йога  и тантрическая йога:
Дотантрическая йога была относительно проста, в основном ею занимались аскеты и применяли ряд немногочисленных техник (без всяких примесей).

Когда же начало развиваться такое направление индийской культура как Тантра, она начала вбирать в себя всевозможные техники из различных культур в том числе и из йоги.

 

Дотантрическая йога

До возникновения Тантры йогу можно было (условно) разделить на два вида: 

  • медитативная
    Куда включались психологические (философские) практики - без физического аспекта (т.е. без работы с телом). Одно из направлений - аскетизм.
  • включающая физическую проработку тела
    (этот вид впоследствии трансформировалась в Хатха-йогу)

Древние писания «Бхагавад-гита»  описывают четыре формы йоги, в которых рассматриваемый вид йоги считается наивысшим:

  • карма йога, 
  • бхакти йога, 
  • джняна йога и 
  • раджа йога.

В «йогататтве» (древний текст на санскрите, описывающий практику йоги и препятствия, возникающие на пути к ней) впервые перечислены четыре основные разновидности йоги: 

  • мантра-йога, 
  • лайя-йога
  • раджа-йога
  • хатха-йога, к которой отнесены первые две ступени классической раджа-йоги (асана и пранаяма) 

Эта классификация сохранилась до наших дней.

 

    Рассмотрим первую группу практик йоги: МЕДИТАТИВНУЮ

    Мантра йога 

    (упоминанается в Упанишадах)

    Мантра – «истинное слово», «заклинание», собирательное название вербальных формул либо изречений, над которыми следует размышлять .
    Таким образом, мантра-йога – систематическое использование звуковой вибрации для провоцирования психофизиологических изменений.
    Мантра-йогу можно сравнить с молитвой христиан.

    мантра-йога

    Слово мантра произошло от корня «манн» – мнить, полагать + орудийный суффикс – «тра», т е «орудие осуществления психического акта»

    Мантра  – необыденный текст, произнесение которого, а нередко и регулярное произнесение вполголоса или почти беззвучное бормотание многие тысячи раз считается производящим особые результаты, магические или духовные 

    В ведической культуре и раннем брахманизме мантрами назывались поэтической части Вед и отрывки из них; использование было в основном ритуальным так, важнейшая из ведических мантра (т наз гаятри) ежедневно воспеваемая праведными индуистами на заре, содержит самопризыв к преуспеянию посредством благой силы солнца. Эта мантра  состоит из трех восьмисложных стихотворных строк.

    В позднейшем индуизме, особенно в тантрах, появилось великое множество мантр разной длины, цели, устройства и пр. Очень часто мантры , в целом понимаемые как санскритские тексты, содержат в разной мере отклонения от обычного общепонятного языка; в пределе это приводит к мантрам как последовательности звуков, не имеющих смысла.

    Существует два главных класса мантр:  

    • Первый класс включает в себя мантру, требующие передачи-посвящения от лица, осуществившего в своей практике силу мантры и испытавшего ее результаты. Без этого твержение мантры бесполезно
    • Второй, как считается, производит результаты вне зависимости от такой передачи. В этом случае важно тщательно воспроизводить звучание. Важнейшая краткая индуистская мантра  – ОМ

    Так или иначе путем постоянного повторения мантр, происходит торможение сознания, а значит и измененное состояние, которое может приводить к ЧВН.

     

    Лайя - йога 

    (Растворение сознания)

    Сущность учения Лайя-йоги заключается в поддержании особого состояния круглосуточного бдительного присутствия (осознанности).  Лайя-йога – это путь вне метода, вне концепций и усилий, путь спонтанного самоузнавания. В этом случае человек перестаёт жить в категориях фиксированного прошлого и мотивированного будущего. Он начинает действовать не в результате команд своего эго, а становится  проводником Высших Божественных сил. 

    Термин "Лайя" на санскрите буквально переводится как "ритм" - "растворение", т. е. возврат к состоянию недифференцированного существования (недвойственности), когда индивидуальное сознание йогина объединяется с трансцендентным Бытием (Брахманом).

    Таким образом, Лайя – растворение "я" – является универсальным состоянием и вершиной любой садханы (практики), независимо от духовной школы, в которой она практикуется. Состояние лайи и путь лайи – имманентно присущи любому духовному пути и являются его тайной сердцевиной. Сущность учения Лайя-йоги заключается в создании и постоянном поддержании состояния осознанности, бдительного присутствия. Йогин, практикующий эту методику, идёт по пути спонтанного самоузнавания, он перестаёт жить в категориях фиксированного прошлого и мотивированного будущего.

    Принципиальным отличием Лайя-йоги от других практик является достижение состояния самадхи не за счёт метода, а благодаря естественному созерцанию без применения усилий.

     

    Ка́рма-йо́га 

    (упоминается в  Бхагаватгите)

    (санскр. कर्म योग «йога деятельности») также известна как бу́ддхи-йога — один из четырёх основных видов йоги в том числе и в философии индуизма.

    Карма-йога основана на учении «Бхагавадгиты» — священного индуистского писания на санскрите, и её основной смысл состоит в выполнении предписанных обязанностей (дхармы) без привязанности к плодам труда. В результате такой деятельности становится возможным обретение мокши (спасения). В «Бхагавадгите» содержится сжатое описания процесса карма-йоги. «Бхагавадгита» представляет собой отрывок из другого литературного произведения — «Махабхараты». Это беседа между принцем Арджуной и воплощение Бога - Кришной, который играет роль колесничего, управляя боевой колесницей Арджуны. Беседа происходит на поле боя, незадолго до начала кровопролитной Битвы на Курукшетре между армиями двух враждующих династий — Пандавов и Кауравов.

    Карма йога

    Карма-йога описывается как путь действия, мышления и желания в согласии с долгом (дхармой) каждого человека без принятия во внимание личных эгоистических желаний и вкусов, как действие без какой-либо привязанности к результатам своих действий, к плодам своего труда. В «Бхагавадгите», несмотря на то, что из чувства сострадания к своим родственникам и друзьям, находившимся в рядах противника, Арджуна не хотел сражаться, он принял участие в битве ради исполнения своего долга воина и выполнения божественного плана Кришны. Кришна затем объясняет, что Арджуна должен посвятить плоды своих (как плохих, так и хороших) действий Ему, Всевышнему.

    Простыми словами карма-йогу можно описать как выполнение своих обязанностей (стремление к безупречности) не ожидая результата и плодов. Действие ради действия. 

     

    Джня́на-йо́га

    Джнана-йога или гья́на-йо́га (санскр. ज्ञान योग, jñānayoga IAST «путь знания») — один из видов йоги и философии индуизма. 

    Пример практики джняна-йоги: находить внутренние противоречия в своем мышлении.

    Джняна-йога («йога знания») — один из четырех основных видов йоги в философии индуизма. Вид йоги, который ведёт человека к истине посредством изменения его знаний, относящихся к самому себе и окружающему миру. (перепрограмирование) Это йога людей интеллектуального пути. Она освобождает человеческий ум от оков иллюзорной концепции мира, направляет его к истинному знанию, демонстрирует основные законы вселенной. Джняна-йога начинается с воспитания ума. Человек, желающий познать истину, должен очистить свой ум от всего, что он прежде считал своим. От любых стереотипов, привычных суждений, истин, услышанных от других, пусть даже святых людей, всех представлений о боге, мироздании и подобных вещах. Всё, что ты просто услышал, прочитал, впитал с детства от родителей, всё нужно оставить как бесполезное.

    Теперь нельзя ничему верить просто так, нужно убедиться на собственном опыте, прочувствовать. Тогда это будет действительно Знание, способное произвести глубокие изменения в уме и во всем существе. Все чужие умозаключения должны быть отброшены, поиск начинается с чистого листа.

    Один из ключевых вопросов: «Кто Я?» И это не ваше имя, профессия, национальность и т. п. Здесь используется принцип отрицания: нети-нети. Я это не моё тело, я это не мой ум, я это не мои эмоции и так далее. Также ученику может даваться какое-либо изречение из священных писаний или же некий символ, и он медитирует на него долгое время, стараясь вникнуть в суть. Это может продолжаться довольно длительный срок, иногда год и больше. Все, что приходит во время медитации, поверяется учителю, и тот решает, готов ли ученик идти дальше.

    ТРИ СТАДИИ ОСВОЕНИЯ ДЖНЯНА-ЙОГИ

    • Шравана (слушание),
    • Манана (созерцание),
    • Нидхидхьясана (утверждение в истинном знании).

     

    Бхакти - йога 

    Бхакти-йоги - один из четырёх основных видов йоги в философии индуизма. Практика бхакти-йоги направлена на культивацию любви к Богу посредством бхакти — служения Богу с любовью и преданностью. Практика бхакти-йоги рекомендуется в ряде священных текстов индуизма как самый лёгкий и действенный вид йоги (для простых обывателей, как у нас те кто ходит в церковь). Так, в «Бхагавад-гите» провозглашается её превосходство над остальными тремя основными видами йоги — карма-йогой, джнана-йогой и раджа-йогой.

    Бхакта начинает осознавать всякое свое деяние выраженное вовне, как нечто совершаемое ради бога, как приносимую ему жертву, что, в свою очередь, способствует развитию привычки к бескорыстному действию, к дистанцированному взгляду на мир

     

     

    Ра́джа-йо́га 

    Раджа-йога  («царская йога») - также известна как классическая йога — одна из шести ортодоксальных школ в философии индуизма, которая базируется на «Йога-сутрах» Патанджали. 

    Патанджали

    Раджа-йога нацелена на установление контроля над умом. У практикующего раджа-йогу садхана (практика) начинается с обучения управлять умом, хотя определённые минимальные практики асан и пранаямы также имеют место, являясь частью подготовительного процесса к медитации и сосредоточению. В практике раджа-йоги существуют восемь ступеней или уровней, из-за чего её также называют аштанга-йогой (от санскритского ашта — восемь):

    • Яма — нормы поведения — самоограничение
    • Нияма — следование религиозным правилам и предписаниям — полное посвящение себя духовным практикам
    • Асана — объединение ума и тела посредством физической деятельности
    • Пранаяма — контролирование дыхания, приводящее к объединению тела и ума
    • Пратьяхара — отвлечение чувств от контакта с их объектами
    • Дхарана — целенаправленная сосредоточенность ума
    • Дхьяна — медитация (внутренняя деятельность, которая постепенно приводит к самадхи)
    • Самадхи — умиротворённое сверхсознательное состояние блаженного осознания своей истинной природы

    Иногда эти восемь уровней разделяют на четыре низшие и четыре высшие. При этом, низшие уровни ассоциируются с хатха-йогой (в последствии выделенной из йога-сутр), а высшие — принадлежат к раджа-йоге. Одновременная практика трёх высших ступеней называется самьяма.

     

    Вторая группа - йога, работающая с телом.

    Хат-ха-йога

    Изначально Хатха- йога (которая изначально так не называлась) была нацелена на достижение высших состояний сознания через проработку тела путём выполнения асан и пранаям.  Она была подготовкой к медитациям Раджа-йоги.

    Через время Хатха йога слилась с Тантризмом и появилось тантрические направление  Хатха - йоги, сформированное в X—XI веке Матсьендранатхом и, в большей степени, его учеником Горакшанатхом.

    Горакшанатх систематизировал существующие в его время практики работы с телом и сознанием, а также дополнил их тантрическими элементами. Он считается автором многих текстов по хатха-йоге (Горакша-паддхати, Горакша-штака, Джняна-амрита, Аманская йога, Йога-мартанда, Сиддха-сиддханта паддхати и др.

    Классическим текстом, в котором систематизированы многие практики хатха-йоги, стал труд Свами Сватмарамы «Хатха-йога-прадипика» (XIV—XV в. ).

    Также очень важными трудами, описывающими хатха-йогу являются «Гхеранда-самхита» (XVII—XVIII в) и «Шива-самхита»( XVIII в) — текст, в котором наряду с практиками излагается философия хатха-йоги (те. принципы яма и нияма)

     

    Тантризм

    ТантризмПараллельно с йогой развивалась Тантра, традиция которая вбирала в себя всевозможные техники и приемы различных культов, религий и суеверий. Она включала в себя йогу, веданту, буддизм, суфизм, ислам и другие технологиии.

    Тантру можно назвать непрерывно обновляющейся системой. Поэтому, возникновение Тантры не связывают с именем одного человека, её формировали многие мастера. Тантру можно назвать экспериментальной системой. Многие ее методы и способы утратили первоначальный смысл и порой несут в себе неблагоприятные последствия для эксперементирующего. И именно Тантра перекроила систему йоги Патанджали наиболее радикально.

    По наиболее распространенной версии, Тантра возникла на полуострове Индостан (современная Индия) у коренного населения во времена матриархата. По времени её возникновения нет однозначных фактов. Считается, что Тантра существует не менее трех тысяч лет. При этом наиболее древние, сохранившиеся до наших дней письменные источники Тантры, датируются серединой первого тысячелетия до н. э.

    Тантра считает, что совершенство может быть достигнуто только в «теле божественном», и поэтому нужно как можно дольше сохранять первозданное здоровье, которое обеспечит индивиду долгожительство.  Так с этой целью были взяты две ступени или две  техники из Раджа йоги (Патанджали): асана и пранаяма. Со временем этим обьединенным двум техникам дали название Хатха-йога. После Хатха-йога наполнилась дополнительными техниками, добытыми Тантрой и это также все вместе стали именовать Хатха-йогой.

    Популярность Тантры (как и сейчас) заключалась в том, что средневековые тантрические тексты по Хатха-йоге написаны простым языком, понятным народу - вот почему она начала стремительно распространяться.

    Мало того в этих трактатах Тантра сулит легкое и быстрое овладение различными чудесными способностями, и на удочку этих обещаний во все времена попадаются люди простодушные, недалекие и стремящиеся к необычному, чтоб компенсировать свое чувство неполноценности. 

    Итак, Тантра расширила ранее существующие практики йоги, добавив сотни новых техник:

    • более сложные пранаямы, п
    • одробные практики визуализации и
    • ауку мантры, а также
    • множество телесных практик, главным образом позы йоги (асаны),
    • ритуальное расположение кистей рук (мудры),
    • активацию энергетических центров (чакр) в теле.

    Помимо йоги, в тантризме практикуются различные шаманские ритуалы, высвобождающие сексуальную энергию человека. Вследствие интереса к телу, как к сосуду вечного, последователи тантризма увлекаются алхимией и различными способами продления жизни. Большую роль в тантризме играет мистическая физиология чакр. 

    Про Кундалини-йогу

    Самые популярные тексты по Хатха- йоге:  Гхеранда, Шива Самхита, а также Хатха-йога-прадипики описывают способы поднятия так называемой силы Кундалини, которая может дать человеку быстрое просветление.

    По исследованиям и наблюдениям Карла Густава Юнга сущностью этого процесса является преднамеренная разбалансировка системы и сдвиг ее в запредельные режимы функционирования. Автоматика жизнеобеспечения начинает сбоить, в ней возникают психоэмоциональные конвульсии, сопровождающиеся необычными переживаниями и эффектами, которые Тантра объявила признаками высшей трансмутации, правда, за сохранность рассудка при этом не ручаясь. 

     

    Классическая тантра

    «Классическая» тантра существует в рамках различных школ, среди которых главными являются: шайвы (шиваиты), шакты, вайшнавы, ганапатья, каумары (сканды), сауриты. 

    Наиболее известными среди них являются шайвы, шакты и вайшнавы.

    Традиционно Тантра делится на два больших направления. Тантра левой руки и Тантра правой руки. 

    По одной версии, различием между левосторонней и правосторонней Тантрой является сексуальный контакт мужчины и женщины и использование растений силы. В Тантре левой руки они используются натурально, как есть, на физическом и энергетическом уровне. В Тантре правой руки возможно взаимодействие только на ментальном и энергетическом уровнях. По другой версии, левосторонняя Тантра - это предпочтение или поклонение универсальному женскому началу и обожествление женщины. Правосторонняя Тантра отдает предпочтение мужскому началу и обожествлению мужчины. Тантра левой руки – это путь восторга и экстаза. Тантра правой руки – путь тишины.

     

    Также выделяется Буддийская тантра.

    Составная часть школ Ваджраяны (одно из направлений буддизма), связанная с практикой пограничных состояний, просветлённых состояний, смерти и промежуточных состояний между смертью и следующим рождением (см. бардо). 

    Тантра понимается как практика достижения окончательного результата («плода») — состояния Будды. В тантре активно используется сложная символика, идамы (образы бодхисатвы), медитации, мудры(особые комбинации пальцев, влияющие на физическое и эмоциональное состояние.), янтры (магическая диаграмма, символизирующая тайную природу божества), ритуалы.

    Важнейшим предварительным условием для занятий тантрой является принятие обетов Бодхисаттвы, стремления спасти от страданий сансары все живые существа без исключения, и стать Буддой, чтобы помогать живым существам. Тантра считается самым коротким и одновременно самым опасным путём.

     

    Буддийская йога (Тибет)

    Следующая линия трансформации в йоге  – буддизм. 

    Будда, как утверждает легенда, лишь потому отверг опыт трех своих йогических наставников (хатха-йога Бхарагвы, изгнавшего будущего спасителя за слишком быстрые успехи, а также Вайшалы и арада Каламы, обучивших его созерцанию), что превзошел их в этом искусстве.  Буддизм никогда не отрицал йогу как практику, он ассимилировал ее, в результате чего возник продукт весьма специфичный. 

    Способы спасения, которым учил Будда, основаны на чисто йогическом подходе, причем до такой степени, что известные ученые, например, Э Сенар или Ф и Щербатской, вообще определяли ранний буддизм как йогу. В буддизм входят принцип Патанджалевских медитаций и созерцаний (описанных как более высших ступеней йоги)

     

    Тибетская йога

    Данный вид йоги пришёл к нам - как следует из названия -  из Тибета. В тибетской йоге соединились элементы индийской Хатха - йоги и некоторые элементы цигун, что и понятно: Тибет находится между Индией и Китаем, и сказывается взаимное влияние различных школ и направлений. Один из доминирующих моментов - это сосредоточение, концентрация внимания. 

    Йога туммо

    Туммо (тиб. གཏུམ་མོ་, Вайли gtum-mo; санскр.: चण्ड, caṇḍālī IAST) — йога внутреннего Огня или иллюзорное тепло. Считается, что в результате сосредоточенной работы с мощными внутренними энергиями, практикующие йогу внутреннего тепла буддисты способны «излучать» тепло, быть абсолютно невосприимчивыми к холоду. В Тибете йогинов, практикующих туммо, называют «репа» (дословно — «хлопковое одеяние»), за то, что они даже в самые лютые холода облачены лишь в тонкие хлопковые одежды, обходятся без тёплой шерстяной одежды.

    Туммо предполагает сосредоточение медитирующего на образе огня (каплях и бинду) и ощущениях теплоты, которые связаны с непосредственным чувствованием живого пламени. Тех, кто достиг определённых результатов в этом направлении, испытывают несколькими способами: в стужу человек должен высушить теплом своего тела мокрые лоскутки ткани, а во время медитации на снегу — растопить вокруг себя как можно больше снега. Основная цель туммо — это покорение духовных вершин и быстрое достижение просветления,

    Совершались неоднократные попытки объяснить эффекты туммо с научной точки зрения. Например, в исследованиях профессора Гарвардского университета Герберта Бенсона в 1981 и 2000 гг. было установлено, что монахи могут повышать температуру пальцев рук и ног более чем на восемь градусов по Цельсию.

    В советское время изучал предельные возможности организма человека Алексей Катков. Незадолго до своей трагической гибели он провёл эксперимент на добровольцах, которые смогли практически обнажёнными в течение часа выдерживать температуру −60 °C в разреженном воздухе, соответствующем высоте 7500 м над уровнем моря, обдуваемые воздушным потоком каждые десять минут от двухметрового вентилятора.

    Мы охватили основные направления древней йоги. Для лучшего понимания как возникла йога, ее историю можно почитать и послушать в различных наших вебинарах.

    Поделиться
    Класс!