Асана - одна из частей восьмичастной йоги, изложенной в древнем трактате "Йога сутры Патанджали"
2.46
स्थिरसुखमासनम्
sthira-sukham asanam
Асана есть неподвижная и удобная [поза]
(Вьяса, в переводе Островской и Рудого)
2.47
प्रयत्नशैथिल्यानन्तसमापत्तिभ्याम्
Устранением усилий и сосредоточением на бесконечности асаны достигаются
(Вьяса, в переводе Островской и Рудого)
Виктор Сергеевич Бойко на протяжении всей своей практики и популяризации классической йоги (около 50 лет), как говорится, «бился» над тем, чтоб передать технологию выполнения асан, как это указано в первоисточнике. Но увы, мир стремительно захлестнуло псевдойогой с набором асан, выполняемых в физкультурном режиме, где нет и близко того смысла, который передал Патанджали о йоге.
Ключ йоги — это повернуть внимание практикующего на свой внутренний психический мир, и сделать это можно в практике асаны, когда она устойчива, удобна и неподвижна.
Причем, чем дольше практикующий может пребывать в асане, тем глубже он может проникнуть своим вниманием в глубины своей психики.
А разве может человек направить свое внимание на психику, когда он «пыхтит и потеет» в позах? Конечно же, нет!
Режим, где используется сила, выносливость, координация движения и т. п., это обычный физкультурный режим. В котором, конечно же, ничего плохого нет, это дает силу и здоровье телу, но в таком режиме невозможно работать с психосоматикой. Для работы с психосоматикой требуется совершенно противоположный режим, это — релаксация, статика, обездвиженность, направление внимания на внутренний мир сперва своего тела, а затем психики. Это режим полной остановки и замедления работы всех функций в организме. Вот это и есть условия для процесса йоги.
Увы, на сегодняшний день одной из причин искажений в йоге относительно асан, это то, что одним из полезных пропагандируемых лозунгов: движение — это жизнь!
И да, это правильно.
Для современного человека с его сидячим образом жизни нужно двигаться — это правда.
Но печально, что йогу, которая выполняет иную функцию, исказили под движение.
Из-за этого йога и утратила свой потенциал, ибо в физкультурном аспекте этот потенциал не может реализоваться. Он лишь реализовывает потенциал физкультуры, да и то не для всех. Некоторые умудряются физкультурой себе и навредить, но сейчас не об этом.
За завесой разнообразных сложных асан культивируют мотивацию, что эти сложные асаны надо делать, и тогда будет эффект от йоги. Но увы, сложность и разнообразие асан могут быть доступны лишь людям с природной гибкостью или гимнастам, акробатам, но точно не простому человеку со средней гибкостью. И все попытки себя растянуть и завернуть приводят только к травмам.
Асана в йоге — это остановка тела в доступной позе и релаксация в ней
«Устранением усилий и сосредоточением на бесконечности асаны достигаются»
сутра 2.47
И применив такой подход к небольшому набору простых асан, практик через время начинает улавливать, что что-то в нем начинает меняться. Причем у всех по-разному и с разной степенью.
- Кто-то сперва начинает ощущать спокойствие после практики
- Кто-то релаксацию тела
- Кто-то просто что после занятия ему стало как то просто хорошо
- А кто-то ощущает заторможенность и его это немного беспокоит
- а кто-то вообще засыпает во время практики…
И все эти реакции - естественные процессы и они зависят сугубо от состоянии человека. Практика каждому начинает давать именно то, что в данный момент ему хватает.
- Накопил недосып - будешь спать какое-то время
- Сильно напряжен - получишь релаксацию
- Градус беспокойства завышен - ощутишь успокоение
- Состояние фоновое не очень - почувствуешь облегчение
Можно долго перечислять все преимущества правильной практики, но она действительно является индикатором, который показывает практикующему его текущее состояние и помогает улучшить его.
Чтобы раскрыть потенциал йоги, важно правильно практиковать асаны.
Приглашаем вас на наш онлайн-курс, где вы сможете освоить классическую йогу в статическом режиме.
Если вы хотите глубже погрузиться в суть йоги, приглашаем вас на наш онлайн-практикум, посвящённый анализу «Йога-сутр» Патанджали.