Рассмотрим, для чего нужны сложные асаны в практике йоги.
Сначала вспомним, для чего вообще асаны нужны. И почему у них именно такая необычная форма?
Собственно весь смысл асаны - именно в необычности формы и заключается.
Важно чтобы положение тела было бы непривычно для тела, т.к. в этом случае начинают работать те участки мозга, которые в «обычной» жизни не задействованы.
Это - одна из тех причин, по которой занятия йогой способствуют развитию мозга.
Но не самая важная для достижения основной цели йоги.
А вот что является целью йоги?
Обратимся к первоисточнику.
Патанджали и его йога-сутры. Самое начало.
1.2
«Йога - Читти Вритти Ниродха»
Давайте пока не будем вдаваться в суть ЧВН - это тема для дальнейших статей.
Комментаторы приводят множество самых разных толкований, но бОльшую их часть можно свести (для простоты) к «ЧВН = прекращение колебаний сознания».
Да, многие слова в санскрите неоднозначны. Но мы сейчас упрощаем.
К сожалению, что такое «колебания сознания» - также не совсем понятно.
Давайте упростим это до еще более понятного «спокойствие внутри».
Некоторые это «внутреннее спокойствие» называют «гармоничностью». Так тоже можно, это вопрос терминологии.
В итоге получаем «Йога - то, что ведёт к внутреннему спокойствию».
Неплохое и уже понятное определение, которое в целом не противоречит первоисточнику.
Вернёмся к сутрам.
Перескочим множество интересного и прочитаем в
2.46
Асана - поза, должна быть устойчивой и удобной.
Ну или чуть иначе «Асана - неподвижная и комфортная позиция».
И задумываемся. Нигде далее в сутрах не говорится ни о сложности асан, ни о том, что они должны быть динамичными.
Неподвижность и комфорт. Позиция, в которой эти два параметра соблюдаются, и является асаной.
Про то, что асана должна быть необычной формы - нигде также не говорится.
Это я просто написал в начале, чтобы внимание привлечь :)
Еще немного размышлений о сложности асан - в видео
Для чего нужны сложные позы (асаны) в практике йоги?
Потому вопрос - а для чего необходимо стремиться к тому, чтобы асаны были сложными?
Какую цель преследует это стремление?
Ведёт ли оно к «спокойствию внутри»?
И, когда в следующий раз увидите какую-либо красивую, но офигительно сложную асаны и захотите её повторить - задумайтесь.
Для чего вы хотите её повторить?
Не является ли это стремление к сложности привычными «играми ума», которые йогой точно не являются?
Подумайте об этом :)