История йоги в России и СССР

Йогой в России интересовались ещё до революции 1917 года. Давайте рассмотрим, как йога влияла на жизнь России и затем СССР

Вика

В первую декаду XX века в Европе, да и в России поднялась огромная волна моды на йогу: книжные витрины запестрели яркими красными, зелеными, фиолетовыми обложками книжек, трактующих об йоге. "С легкостью мысли необычайной" разные американские и прочие бизнесмены под манящими псевдонимами "йогов», ухватив кое-что из переводов подлинных памятников и снабдив ухваченное доброй толикой собственной фантазии, создавали "руководства" по практике йоги без учета истинного смысла этой практики, без учета физиологических и психофизиологических закономерностей, хорошо известных мыслителям древней Индии. Получалось что-то очень жалкое и нездоровое. 

"Бесконечное множество европейцев занимается йогой. Неисчислимые книги, написанные полуграмотными для полуграмотных, пытаются ввести технику, но мы не встретили йогина-европейца или же встречали в таком головокружительно-гротесковом виде, что они вызывают у нас только улыбку.(Б.Л.Смирнов, "Побоище палицами", с.196)

Знакомство с йогой в России произошло благодаря большому количеству различных лиц как с Востока, так и с Запада.

Рассмотрим некоторых из них

 

Йог Рамачарака (1862–1932)

На рубеже XIX–XX веков активной популяризацией индийской философии на западе занимался Рамачарака – чикагский адвокат Уильям Уоррен Аткинсон, который, по неподтвержденным сведениям, учился в Индии у некоего Бабы Бхараты. Он был юристом, торговцем, автором около 100 книг, оккультистом и одним из пионеров движения «Новая мысль». В частности, он одним из первых описывал различные виды йоги и аспекты индуизма. Рамачарака был чистым эзотериком, и его многочисленные сочинения на тему йоги не содержат сколько-нибудь полезной информации и не имеют ничего общего с йогической традицией. Его работы, книги были достаточно распространены в дореволюционной России.

 

Георгий Иванович Гурджиев (1877–1949)

Родился в Армении с детства владел множеством языков, хотя систематического образования так и не получил.

 

Вся деятельность Гурджиева была посвящена саморазвитию человека, росту его сознания и бытия в повседневной жизни. Его учение среди последователей получило название «Четвёртого пути»: объединение трёх традиционных, отдающих предпочтение одной из человеческих функций — физической, эмоциональной и интеллектуальной:

1-й «путь факира», занятого «нижним этажом», физическим телом с помощью длительных, тяжёлых, даже болезненных положений тела и упражнений для укрепления воли;

2-й «путь монаха», концентрирующегося над эмоциональным развитием преданности, религиозной жертвы и веры;

3-й «путь йога» по пути знаний и развитию интеллектуального аспекта.

 

Книги по йоге, изданные в дореволюционной России 

В дореволюционный период в России по теме йоги было издано немало книг, наиболее известны из них следующие:

  • С. Вивекананда: "Философия йоги. Раджа йога. Афоризмы Патанджали."
  • Поль Седир: "Индийский факиризм, или Практическая школа упражнений для развития психических способностей"
  • Рамачарака: "Хатха-йога"
  • Н.Новиков: "Багуад-Гита или беседа Кришны с Арджуном", М.,1788 год;
  • "Бхагавадгита", Владимир, 1909;
  • Каминская и Манциарли: "Бхагавадгита", перевод с английского и санскритского", Калуга, 1914;

 

Влияние йоги на творчество в Российской Империи 

Известно, что йога оказала большое влияние на творчество в Российской Империи. В частности 

  • Константин Бальмонт (1867 - 1942) - русский поэт-символист, переводчик и эссеист, один из виднейших представителей русской поэзии Серебряного века -  интересовался йогой
  • Александр Блок (1880-1921) - поэт, в своих произведениях описывал мистические состояния.
  • Велимир Хлебников (1885-1922) - писатель, в своих произведениях упоминал о йоге (Замбези, Гибель Атлантиды)
  • Максимилиан Волошин(1877-1932) - русский и советский поэт, переводчик, художник-пейзажист, художественный и литературный критик, антропософ,
  • Иван Франко - украинский писатель, поэт, учёный, публицист. Некоторые его стихи посвящены Будде, так же переводил Махабхарату с санскрита.
  • Леся Украинка (1871-1913) - переводила Ригведы на украинский язык.

 

Революционный период с 1917 года

Щербатской Федор Ипполитович (1866 - 1942)

По-видимому, первым человеком в России, имевшим прямое отношение к подлинной истории и философии йоги был всемирно известный буддолог Федор Ипполитович Щербатской. В знаменитой работе "Концепция буддийской нирваны", опубликованной в 1927 году во втором разделе "Буддизм и йога", мы находим: "Буддийский святой смотрит на мирскую жизнь как на несчастливое бытие, полное нескончаемой суеты. Его цель - избежать движения феноменальной жизни и перейти в состояние абсолютного покоя... Средством достижения этого успокоения является глубокая медитация (yoga), техника которая была развита в Индии с древнейших времен."

 

Николай и Елена Рерих

До тридцатых годов огромная страна Советов была практически закрыта для иноземных влияний, в том числе и для йоги. Тем не менее архивные разыскания последних лет позволяют пролить свет на одно из самых загадочных явлений нашего века, так называемую "Агни-йогу" или "Живую этику", родоначальниками которой явилась семья Рерихов. Хотя упомянутая доктрина не имеет с подлинной йогой ничего общего, она стала очень популярна и сообщества Рерихов росли как на дождях. Они издали цикл из шестнадцати книг.

В отношении Рерихов в общественном мнении нашей страны произошла в определенный момент времени очередная роковая путаница, из-за отсутствия всесторонне полной информации. Мифотворчество этой семьи отделилось от их реальной биографии, скрытой за семью печатями, и стало величайшей "духовной" мистификацией нашего времени.

Оказывается Николай Рерих был сексотом (секретным сотрудником), и кроме того вел свою большую игру, являясь основателем организации "Всемирного Союза Западных Буддистов", который имел двойное назначение, двойное дно, как и все, что было связано с этой семьей.

Николай Рерих добросовестно, со всей ответственностью выполнял задачу, сформулированную в уставе "Союза", и одновременно стоял во главе эзотерической агентурной сети, работающей на Советскую Россию. На первую легендарную гималайскую экспедицию Наркомат иностранных дел, а быть может и непосредственно ОГПУ, выдали художнику миллион долларов, в ответ на что в мае 1926 года он составил завещание, согласно которому в случае непредвиденных происшествий со своей семьей все его наследство должно было перейти в собственность Сталина и Чичерина (российский революционер, советский дипломат, нарком иностранных дел РСФСР и СССР.

Короче говоря Рерихи были высокопоставленными и хорошо оплачиваемыми агентами Советов, и при этом много лет вели собственную мистическую игру со всем миром, итогом которой и явились перечисленные книги "духовной" эпопеи, а также бесчисленные письма, основание "Пакта Рериха" и т.д. Семье было необходимо, одновременно скрываясь в долине Кулу, и оставаться на виду у общественности, особенно после отказа вернуться в СССР в оговоренном заранее с ОГПУ 1935 году.

После этого демарша семью вполне могла постигнуть судьба многих известных агентов, уничтоженных Лубянкой непосредственно за рубежом. Не отсюда ли маниакальная тема врагов, красной нитью проходящая сквозь мистические тексты "Агни Йоги" ? Как бы то ни было, но операция "Шамбала" разрабатывалась в НКВД, а семья Рерихов была ее главным исполнителем, мифотворчество же являлось только побочным эффектом психических отклонений и особенностей жены художника, которые пришлись как нельзя более кстати.

Шамбала — место нахождения великих учителей, продвигающих эволюцию человечества. Местонахождением Шамбалы считается как пустыня Гоби, так и Гималаи. Идея Шамбалы была привнесена в современную эзотерическую традицию Еленой Блаватской (подробнее о ней читайте в статье "Йога - путь на Запад") и впоследствии развита Николаем Рерихом. 

По утверждению Елены Рерих книги Живой Этики (Агни-Йоги), религиозно-философского учения, претендующего на синтез всех йог и религий, были написаны в результате «бесед» с Махатмой Мориа. Причем послания от Махатмы она получала методом яснослышания. Это сотрудничество продолжалось в 1920—1940 годы. Рериховское движение почитателей Агни-Йоги, возникшее в 1990-е годы, оказало особенное влияние на развитие движения Нью-эйдж в России, религии «нового века» — общее название совокупности различных мистических течений и движений, в основном оккультного, эзотерического и синкретического характера. с 1950 годов 

 

Смирнов Борис Леонидович (1891—1967)

Следующей вехой в судьбах йоги в нашей стране был Борис Леонидович Смирнов — известный врач, знаток иностранных языков, переводчик древнего эпоса "Махабхараты".
В молодости увлекался восточной философией, прочитал в Киеве в 1930 г. лекцию о передаче мысли... и был сослан на несколько лет в Йошкар-Олу.
Сам Б.Л.Смирнов был врачом, универсальным хирургом, хотя больше специализировался по спинному мозгу.  

С научных позиций Смирнов прокомментировал философские основы "Махабхараты", показав полифонию великого древнеиндийского эпоса, где стихийный атеизм его создателей переплетается с религиозными мотивами. Переводы содержат толкования трудных мест, комментарии, снабжены основательными вступительными статьями, раскрывающими философские аспекты и нравственно-мировоззренческий подтекст "Махабхараты". Тома переводов имеют толковые словари, помогающие читателю разобраться в многозначной системе образов величайшего культурного памятника далекой эпохи. Читатель, познакомившись с одной из статей Б.Л.Смирнова, опубликованной впервые в 1963 году, увидит философскую позицию автора, далекую от религиозного преклонения перед йогой.

Интересно то, что сам Борис Леонидович на склоне лет пытался освоить систему йоги, однако отказался от нее, сказав, что заниматься йогой надо с детства, с молодости.

 

Иван Антонович Ефремов (1908—1972)

Интенсивным этапом истории развития йоги в СССР и России вне всякого сомнения можно считать творчество Ивана Антоновича Ефремова, и в частности его знаменитый роман приключений "Лезвие бритвы".

Обратите внимание на слова из этого романа

"Ваша йога, или психофизиологическое совершенствование, как скажет ученый Запада, представляется мне крепким свинчиванием сознательного с подсознательным в психике человека, железным стержнем, поддерживающим крепость души и тела, могучим зарядом энергии, делающим человека способным к высоким взлетам, тяжелой борьбе, необоримой стойкости. Но для чего это все, как не для отдачи людям, помощи им, борьбы за увеличение красоты и счастья на земле? "
("Лезвие бритвы", с.624)

Пророчества Ефремова отразили огромный интерес советского общества середины 60-х к всевозможным парапсихическим феноменам. Чуть ли не первым самиздатом были инструкции по хатха-йоге, поза лотоса стала элементом утренней зарядки, и фильм "Индийские йоги: кто они?" держал в напряжении страну. Увлечение Востоком было своеобразной реакцией на западнические симпатии 60-х. Трагическому, разобщенному облику современного европейца противостояла духовная гармония Азии.

Некоторые зарубежные исследователи называют роман Ефремова единственным мистическим романом советской литературы". Говоря о "крепком свинчивании сознательного с бессознательным" в человеческой психике, И.А. Ефремов впервые обозначил смысл йоги именно, как коммуникацию сознания с другими областями или "слоями" собственной психики. Этот процесс, будучи реализован на основе спонтанности и может быть назван расширением сознания в полном смысле этого слова, он не имеет ничего общего со злобными и бредовыми декларациями рериховской "Агни-йоги"

Вот как описывает тот период Виктор Сергеевич Бойко

«Безусловно, все кто в начале шестидесятых бескорыстно интересовались йогой, были романтиками, - не считая людей, вынужденных спасать свое здоровье и жизнь, а также субъектов с нервно-психическими отклонениями. Каждый выбирал себе романтику по вкусу и разумению: кто "косил" под "папу Хема" (то бишь Хемингуэя, с его скупой мужественностью и табачно-спиртным антуражем), кто уезжал строить "голубые города", кто любил песни у туристского, таежного и любого иного костра ("Ну что, мой друг, свистишь? Мешает жить Париж..."), кто искал себя на горных вершинах и скальных стенах, кто - в мире пещер, кто хлестал без продыху водку, вино, пиво, самогон, "стенолаз", "шмурдяк", суррогаты... Кто-то изо всех сил лез к кормушке, распределителям, чинам, должностям, власти. И кончалось все это совершенно по-разному. Романтика БАМа была прямым государственным обманом людей, как и лозунг: "Все для человека, все во имя человека". На самом деле не в одной промышленно развитой стране мира человек не ценился так немыслимо дешево во всех смыслах, как у нас. И так было всегда, начиная еще с матушки России. Жить и работать в "голубой тайге", которая вокруг тебя, было романтичным, быть может, три года, ну - пять лет от силы. Но когда люди с семьями и уже подросшими детьми десятилетиями ютятся в прогнивших от времени вагончиках-балках - это уже издевательство над человечностью.»

 

Анатолий Николаевич Зубков (1924 - 1997) 

Советский и российский лингвист, специалист по хинди, полиглот (12 языков) первый дипломированный йог высшей квалификации в Советском союзе, популяризатор и пропагандист хатха-йоги, президент Всесоюзной Ассоциации Развития Человека (восточных оздоровительных систем) и почётный представитель от СССР в Международном Всемирном Союзе Йоги. 

В середине шестидесятых отношения Советского Союза с дружественной Индией продолжали неуклонно набирать обороты, и на работу по строительству промышленных предприятий, а также в рамках культурного обмена в республику выезжали тысячи советских специалистов. Сроки командировок бывали разными, иногда - достаточно длительными, и тогда инженеры и рабочие брали с собой семьи, включая детей. Детям надо было учиться, поэтому вместе с инженерами и рабочими выезжали и учителя. В самой Индии интерес к русской культуре также был немалым, и наши приглашенные преподаватели учили индийских студентов русскому языку прямо на их родине.

Среди них оказался и филолог Анатолий Зубков. Он обладал слабым здоровьем и ему посоветовали там заняться йогой. Чем он и занялся, находясь в Индии. Здоровье его действительно улучшилось и вернувшись на родину с дипломом об окончании курсов йоги, которые давали любому европейцу, Зубков стал активно распространять и пропагандировать эту практику. Он был уверен на своем примере, что йога является адаптивной системой. Начал читать лекции о терапевтическом эффекте в вузах, а затем и занялся преподавательской деятельностью.

В те времена А. Н. Зубкову удалось уговорить свою редакцию напечатать цикл статей о йоге. Из намеченных 6 статей на закате хрущёвской оттепели успели обнародовать только 4, но и это было событием в советское время. (В советские времена такая тематика была под запретом, любая печатная продукция проходила цензуру)

 

Дхирендра Брахмачарья (1925-1994) 

Йогин, наставник Джавахарлала Неру и Индиры Ганди, создатель Центрального института йоги в Дели, бывший советник по делам йоги у Индиры Ганди.

Автор книги «Йога-сукшма-вьяяма» — посвящена важным практикам хатха-йоги и одна из первых книг по йоге выпущенная в СССР. Книга впервые напечатана в столице Бенгалии — Калькутте, на языке хинди, в 1956 году. 

В 1960-х годах, Свами Брахмачари приезжал в СССР в качестве эксперта, когда советские учёные хотели исследовать некоторые техники йоги на предмет их использования в подготовке космонавтов. Особенное внимания в подготовке космонавтов уделялось дыхательным практикам. По словам организаторов эксперимента, практики Брахмачари практической пользы для космонавтов не принесли.

Однако в йогическую группу к космонавтам удалось попасть и проф. философии МГУ В.В. Бродову (до того в т.ч. защитившему докторскую по индийской философии). Ощутив на собственном опыте благотворное влияние занятий йогой на подорванное во время сталинских лагерей и ВОВ здоровье, В.В. Бродов становится деятельным пропагандистом йоги в СССР, публикует ряд книг и статей, становится соавтором и главным консультантом получившего в те годы широкую известность фильма "Индийские йоги — кто они?"

 

 

Василий Васильевич Бродов (1912-1996)

Профессор кафедры философии естественных факультетов МГУ им. М.В. Ломоносова. Годы работы в Московском университете были в его жизни наиболее плодотворными. Здесь он защитил докторскую диссертацию "Прогрессивная философская и социологическая мысль Индии в новое время (1850-1917 гг.)".

В издательстве МГУ вышла широко известная у нас и за рубежом монография "Индийская философия нового времени" (1967). В 1962 г. глава индийского правительства Джавахарлал Неру, находясь в нашей стране с дружественным визитом, посетил МГУ. Приветственное слово в честь высокого гостя произнес В.В. Бродов. В ответном слове Неру, отметив глубину знания Бродовым исторических связей между народами Индии и России, пригласил его встретиться в Дели, что для ученого-индолога было весьма почетно.

Ощутив на себе благотворное влияние йоги в группе у Брахмачари, Василий Бродов становится поклонником и пропагандистом йоги. Обнародует целый ряд статей и книг по этому вопросу.

Одно из самых известных начинаний профессора Бродова — его участие в качестве соавтора и главного консультанта научно-популярного фильма «Индийские йоги — кто они?», вышедшего в прокат в СССР в 1970 году и вызвавшего взрыв интереса и к йоге, и к самой Индии.

 

 

Эзотерическая «духовка» 60-70 годов. Абсурдность. 

Вте времена, как собственно и в наши, не обошлось без искажений. Появлялись люди практикующие на себе всё то, что попало под запреты. Происходило сплетение всех эзотерических традиций. Практиковали и йогу, и магию, и Кастанеду, и суфизм, духовное целительство. И в основном это была высшая интеллигенция. Много лет в печати, по телевидению, в кино говорили о йогах и об их “чудесах”. Миллионы людей смотрели фильм “Индийские йоги. Кто они?”  На экране один из них разгрызал, точно сахарный леденец, стеклянный стакан. Другой вместо пуховой перины использовал осколки битых бутылок. Третий протыкал себя, словно подушечку для иголок, металлическими спицами. Четвертый останавливал сердце, дыхание, пятый — впадал в анабиоз, а спустя несколько часов оживал. Прочие кадры и дикторский текст убеждали зрителей, что в принципе каждый, если захочет, может длительной тренировкой достичь таких же результатов и идеального здоровья.

А еще были размножаемые на пишущих машинках “переводы” сомнительных инструкций, в которых доверительно сообщается, что любой человек может добиться совершенного владения своим организмом и навсегда избавиться от разных хворей. Одновременно появились и “полезные советы”: как надо “правильно” голодать, питаться только сырыми продуктами, как вдыхать и выдыхать воздух и сколько десятков литров воды выпить, чтобы не болеть. Наиболее активным советчиком и пропагандистом “йоговского лечения” выступал А. Зубков, иногда называвший себя “единственным дипломированным в стране йогом”. Естественно находились люди, верившие в возможность излечения “от самых неизлечимых болезней” и желавшие в совершенстве овладеть своим телом и здоровьем. Тем более что, по словам А. Зубкова, ограничений для занятий гимнастикой йогов почти нет. “Кто может заниматься хатха-йогой? - спрашивает он и тут же отвечает: - Люди любого возраста (дети не моложе 6 лет), пола (для женщин есть ограничения, связанные с их физиологическими особенностями), любой профессии. Исключение составляют тяжелобольные, которым запрещены на время всякие движения и лечебная гимнастика”.

"- Если бы все было так, как пишут А. Зубков и другие, то, поверьте мне, наше министерство не остановилось бы ни перед какими затратами, чтобы внедрить эту систему. Вы ведь знаете, какие большие средства выделяются в нашей стране для охраны здоровья граждан.
Однако рекомендуемая А. Зубковым и другими лечебная гимнастика йогов, ничего общего с медицинской наукой не имеет. Более того, в большинстве случаев она вредна и может нанести непоправимый ущерб здоровью."

доктор медицинских наук профессор Владислав Иванович Соколов.

 

Алексей Юрьевич Катков (1949-1987) 

Бесспорной вехой в истории изучения и развития йоги в нашей стране является жизнь и деятельность А. Ю. Каткова, сегодня, к сожалению, незаслуженно забытого. Судьба отмерила несправедливо короткую жизнь, а сослуживцы и друзья успели позабыть о нем в том вихре перемен, которые захлестнули наше общество за годы перестройки.

Алексей Юрьевич Катков родился 14 апреля 1949 года, в семье военного. Жизненный путь его был прям и прост: окончание десятилетки с серебряной медалью и, после воздействия, оказанного на него романом Ефремова «Лезвие бритвы» заронила в него интерес к йоге.

В 1979 году, в соавторстве с Н.А Агаджаняном вышла книга Алексея «Резервы нашего организма». Последнее, третье издание книги состоялось в 1990 году, и в послесловии там сказано следующее: «Об одном из авторов этой книги. Рукопись настоящего издания уже находилась в редакции, когда с гор Кавказа пришла трагическая весть: во время зимнего восхождения на Эльбрус погиб Алексей Катков. В штормовую погоду он решил не отступать, преодолеть разбушевавшуюся стихию и покорить очередной пик горного исполина. Но силы оказались неравными. Ему исполнилось всего 33 года (здесь ошибка, несчастье случилось 19 апреля 1987 года, и было Алексею тогда 39 лет ), но как много он успел сделать в науке! Исследования А.Ю.Каткова были посвящены изучению пределов устойчивости человека к экстремальным воздействиям, а также поиску средств расширения резервных возможностей организма . Алексей был в лучшем смысле этого слова фанатиком своего интереса, который счастливо совпадал с его специальностью.

Все материалы и архивы Алексея после его смерти были изъяты представителями Института биофизики

 

Ян Иванович Колтунов (1927—2016) 

Ян КолтуновАвтор около 500 научных работ, монографий, статей, комплексных программ, предложений, заключений, методик, докладов, отчётов, изобретений (получил 46 авторских свидетельств на изобретения, подал более 70 заявок на изобретения). Был в составе боевых расчётов и руководителем наземных стартовых измерений, обработки и анализа полученных данных при пусках 150 ракет-носителей 17 различных типов и назначения с десятков стартовых площадок трёх ракетных полигонов. Был кандидатом в космонавты. Инженер-изобретатель в области ракетной техники с молодости увлекался физической культурой.

В годы учёбы в МАИ стал мастером спорта, заинтересовался самосовершенствованием в более широком смысле этого слова, что логично привело его к йоге и ушу. Как и многие инженеры тех лет, многие месяцы проводил на полигонах с ненормированным и очень напряжённым режимом работы. Физкультура и йога помогала ему выдержать это напряжение. После 50 лет ощутил потребность делиться накопленным опытом самосовершенствования и оздоровления с людьми, основал в подмосковном Болшево группу (на основе медитативного бега, йоги и ушу), затем клуб «Космос, занятия в котором пользовались всё возрастающим успехом, привлекали сотни, а порой и более тысячи людей.

Со временем Ян Иванович, пропагандируя йогу, сделал акцент на морально-этических ее аспектах. И на своих лекциях проповедовал пагубную для собственного социального статуса идею оздоровления социалистической нравственности посредством практики йоги, что никак не согласовывалось с моральным кодексом строителя коммунизма. В связи с этим в 1983г. исключён из рядов КПСС, уволен с работы с «волчьим билетом» (не мог никуда устроиться трудиться в течение следующих 3,5 лет).

После Перестройки возобновил занятия клуба, участвовал в организации и проведении более 20 слётов, пропагандировал лично и в печати методики клуба, стремился создать общественное движение соответствующей направленности, организуя филиалы в других городах и областях страны (включая Украину и Казахстан). «Ян Иванович из тех людей, которые, начиная что-то, делают это фундаментальным образом, поэтому увлечение йогой изменило всю его жизнь."

 

1990-е Период йога-тичеров 

После падения СССР появилась возможность изучать йогу, можно было уже свободно ехать в Индию и открывать занавес неизвестного в этого области, что и стали делать некоторые исследователи. В постсоветских городах стали появляться всевозможные секции восточных единоборств, клубы оздоровительных техник, появились йога-центры. В моду все больше стала приходить идея красивого и здорового тела, стали появляться спортивные секции фитнеса, куда и стала по большей части включаться и йога, со временем перекроившись в фитнес-йогу. Как правило ее стали преподавать люди со спортивным прошлым и хорошими физическими данными. 

 

Андрей Сидерский (1960 г.р)

Андрей СидерскийПрактиковал йогу – эпизодически под руководством тренера с 1975 года, постоянно самостоятельно – с 1978 года.

С 1980 по 1984 год нелегально использовал элементы йоговских техник в тренерской работе с ныряльщиками.
До 1986 года преподавал йогу подпольно.
С 1987 года по приглашению руководства киевского кооператива «Форма» (ныне – Украинская Национальная Федерация ушу) начал преподавать йогу открыто.
В 1988 году прошел курс факультета повышения квалификации руководящих физкультурных работников и тренеров при Киевском государственном институте физической культуры и спорта (нынешний Национальный Университет физической культуры Украины). Это был первый курс, специально проведенный Государственным Комитетом по делам физкультуры и спорта Украинской ССР для того, чтобы легализовать тренерскую деятельность ряда специалистов по восточным единоборствам и йоге.
С 1989 года полностью перешел на легальную преподавательскую работу в области йоги, йогатерапии.
Автор множества книг и переводов эзотерических книг (в основном Карлоса Кастанеды и Ричарда Баха).
Создатель тренировочной системы "Йога восьми кругов" - вольном переложении "Аштанга Виньяса Йоги", дополненной эзотерическими историями.
В дальнейшем эта система была дополнена и стала называться "YOGA23". В систему входит двадцать три набора упражнений различной сложности (5 стадий) и назначением (для групповых тренировок, персональных программ, для инструкторов и специализированные — для подготовки фридайверов, спецназа и даже космонавтов). Асаны дополнены авторскими энергодинамическими и дыхательными техниками непроверенной эффективности.

 

Андрей Лапин (1963 гр) 

Андрей ЛапинАндрей - кандидат в мастера спорта по дзюдо. Победитель республиканских олимпиад по физике и биологии. Закончил Университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы, где впоследствии отучился в аспирантуре на кафедре теоретической физики факультета физико-математических и естественных наук. Андрей является лауреатом Всесоюзного конкурса изобретателей «Требуется идея» 1985 года.

Начал вести занятия по раджа-йоге в 1989 году при Лаборатории психической саморегуляции Ассоциации «Космонавтика — человечеству». В 1991 году руководитель отделения раджа-йоги в Ассоциации йоги СССР.

С 1993 года ведёт авторский семинар «Одно только Небо», включающий индивидуальные, парные и групповые практики. Семинар не является ни учебным, ни терапевтическим курсом. Автор нескольких книг и статей по йоге и тантре. Много лет читает еженедельные лекции в форме ответов на вопросы о саморазвитии человека.

"В обычной человеческой жизни есть три возможности столкнуться с мистикой. Это рождение, секс и смерть. И если рождение и смерть случаются, как правило, один раз в жизни, то секс случается чаще. Но большинство людей упускает эту возможность встречи с мистикой…"

 

Андрей Лаппа (1970? гр) 

Андрей ЛаппаМного путешествовал и жил в странах востока: Монголии, Индии, Непале, Тибете и Китае. Как он пишет сам - обучался у скрытых от всеобщего внимания, но необыкновенно мощных эзотериков-практиков. Автор книг "Динамические практики в классической йоге" и "Йога: Традиция Единения", которые хорошо продавались в 1999-2003 годах. Впервые с духовной культурой Востока Андpей Лаппа соприкоснулся в 1977 году в Монголии, где жил вместе с родителями. В это же время он начал практиковать йогу, котоpая со вpеменем стала духовной основой его жизни.

С 1987 года Андрей не прерывал свой стаж ежедневного профессионального преподавания йоги, за исключением периодов паломничеств на Восток и участия в семинарах и конференциях по йоге в других городах и странах.

С 1999 года Андрей Лаппа является учредителем и президентом Киевской Федерации Йоги. Является автором книги "Йога: Традиция Единения", вступительной части сборника "Динамические практики в классической йоге"  и описания третьего комплекса упражнений Тенсегрити. Принимал участие в подготовке фотоматериалов и редактировании книг "Кундалини-Тантра" и "Кундалини - энергия трансформации".

 

Тетерников Лев Иванович (1941 - 2012) 

Лев ТетерниковОснователь Школы Рациональной йоги, автор и ведущий проекта «Мужчина и Женщина: любовь, партнерство, семья», автор книг и оригинальных методик по Йоге и Тантре. Преподавал в США, Германии, Швейцарии. Сертификат преподавателя Крипалу-Йоги центра 1991 год.

Мастер-учитель Рэйки с 1998 года. Подготовил 5 мастеров-учителей. Инициировал в 1 - 3 ступень Рэйки более 1000 человек.

Автор нового направления Нью-эйдж «неотантрического» характера. Оригинальность подхода заключается в сплавлении приемов собственно Йоги и Тантры. Центральное место в практиках занимает концепция пробуждения Кундалини и гармонизация отношений Мужчина и Женщина.

С 2000 г. инициатор и соорганизатор проведения открытых всероссийских конференций по Йоге (Йога Встреча), собирающих преподавателей Йоги из России и с Украины. Цель конференций: сонастройка взглядов на Йогу, координация совместных действий и прямой обмен опытом через участие в мастер-классах разных ведущих.

Посетители его семинаров отмечали много эзотерических объяснений, которые не позволяли понять сути объясняемого. О других аспектах занятий можно посмотреть мнения практикующих

 

Гуру Ар Сантэм (Стаценко Геннадий Григорьевич,1929 гр)

Ар СантемОснователь и ректор Института Йога Гуру Ар Сантэма. С 1940 года по 1952 год его жизнь была связана с армией. Закончил Московский политехнический институт. Работал на промышленных предприятиях Москвы. Принимал участие в разработке систем для космических кораблей «Союз». Автор более ста печатных работ.

В 1963 году на фоне занятий спортом и прекрасного самочувствия была диагностирована почечнокаменная болезнь. И с этого момента началось знакомство с йогой. А через год лабораторные данные показали отсутствие данного заболевания. С 1964 года начал проводить занятия с оздоровительными группами. И только в 1987 году официально была зарегистрирована Школа Йоги в городе Москве.

В 1989 году министерством высшего и среднего образования был зарегистрирован институт йоги.

Специфика обучения в Институте состоит в том, что слушатель получает знания параллельно по множеству предметов, рассматривая явления жизни с различных сторон и позиций различных наук. Направление основано на энергетическом восприятии окружающего мира.

 

 

Виктор Сергеевич Бойко (1948 гр) 

Виктор БойкоО йоге впервые узнал из романа И.А.Ефремова «Лезвие бритвы» (1964). Личная же практика началась в 1971 по книге Б.К.С.Айенгара «Йога дипика». В течение первых нескольких лет регулярные занятия асанами продолжались параллельно поиску и штудированию доступной литературы, а также общению с многочисленными энтузиастами йоги Крыма и Украины. 

Автор книги "Йога искусство коммуникации", выдержавшей 6 переизданий и руководитель школы классической йоги RealYoga

В 1998 - 89 мне довелось обучать йоге (терапия) Сьюзан Вагнер - Второго секретаря посольства США в Москве. В 1994 и 1996 я был приглашен для проведения курсов йогатерапии в Сан-Франциско, в 2003 - в Лондон. В 1998 году вышла в свет книга «Йога: скрытые аспекты практики», в 2001 – «Йога. Искусство коммуникации» (первое издание), затем «Йога в вопросах и ответах (изд-во «Старклайт», 2002) и «Йога. Искусство коммуникации». Практически любому эта древняя практика йоги дает возможность самопрофилактики, физического и духовного оздоровления. Истина, как говорили Отцы церкви, может проявиться в любой точке времени и пространства, для этого нет привилегированных мест, незачем скитаться по миру в поисках учителей, нужно распознавать качественную информацию вокруг, продуктивно мыслить и действовать. Через какое-то время занятий каждый сам поймет что есть йога и что можно от нее получить.

Лучше понять технологию йоги, представленной Виктором Бойко, мы рекомендуем изучить его книгу "Йога искусство коммуникации". Книга в свободном доступе

А также можно посетить наши онлайн занятия йогой, которые проводятся по технологии представленной в этой книге. Неделя бесплатного ознакомления.

 

 

Мы проводили вебинар об истории йоги в СССР. Запись этого вебинара выложена в открытый доступ.
Рекомендуем к прослушиванию

Разделы
Материал показался полезен? Помоги другим, сделай репост!

Поделиться
Класс!