Введение в йогу

Краткая история до нашей эры

Вика

Йога - учение, дошедшее до нас из глубин веков и упомянутое в различных древних источниках.

Это учение, отголоски которого можно встретить практически во всех религиях, ритуальных практиках и эзотерических школах.

В Википедии указано, что

Йога - это  совокупность различных духовных, психических и физических практик нацеленных на управление психическими и физиологическими функциями организма с целью достижения индивидуумом возвышенного духовного и психического состояния. В более узком смысле, йога— это одна из шести ортодоксальных школ (даршан) философии индуизма. В индуизме ортодоксальные школы относятся к школам, почитающие Веды.
(*Веды*– совокупность канонических текстов с комплексом религиозно-философских представлений о мире и человеке, его месте в мире, смысле бытия и предназначении.)

Происхождение йоги

Происхождение йоги скрыто во мгле веков. Истоки йоги не прослеживаются однозначно, ее медленно развивали и разрабатывали древние мудрецы не только Индии, но и других частей мира. Йога изменялась и приспосабливалась к местным обычаям и особенностям, местным идеям.

Современное научное сообщество считает, что йога возникла из первобытной магии.
Магия была разных видов: земледельческая, военная, бытовая. В ней использовались различные заклинания, воздействия определенных ритуалов на некие объекты.
Со временем человек, наверное, заметил, что при одном и том же воздействии на самого себя, происходят изменения. Возможно, что отсюда и возникла йога. Т.е человек что-то делает, к примеру, подражает тигру, надеясь приобрести силу, и у него меняется как-то состояние.
Многие, кто отваживался экспериментировать на себе, приходили к психотехникам, изменяющим состояние.

*Это не является доказанным фактом, но считается общепринятой гипотезой.

В некоторых традициях верят, что йога была даром богов, данным в откровении древним мудрецам, чтобы человечество могло осознать свою божественную природу.
Техники йоги передавались в устной форме от учителя к ученикам.

Первое материальное свидетельство о происхождении йоги произошло в конце 19 века, при археологических раскопках памятников протоиндийской городской цивилизации Махенджо-даро и Хараппы (возраст которых аналогичен древности первых династий Древнего Египта)
Это были артефакты: статуэтки изображавших людей, которые занимаются йогой.
Например, они изображали Господа Шиву (мифологического основоположника йоги) и его жену Парвати, сидящих в разных асанах и практикующих медитацию.
Развалины, где проводились эти раскопки, когда‑то были местом поселения людей, живших в так называемую доведическую эпоху.

Эти находки позволяют с определённостью утверждать, что практика йоги существовала в Индии ещё до того, как на полуостров Индостан вторглись арийские племена, которые впоследствии его и заселили

Ведийский период

Ведийский период (с XV век до н.э. по VI век до н.э.) охватывает эпоху расселения арийцев и постепенного распространения их культуры и цивилизации по всему Индийскому полуострову

Первыми книгами, упоминавшими о йоге, были древние Веды.
Слово «йога» встречается в Ведах в разных местах, особенно в Ригведе (там упоминается прообраз йогина - святого мудреца отшельника Муни). Разумеется, это символические описания, и из чтения Вед можно мало что узнать о йоге, как её понимают в наши дни. Но все-таки там упоминаются многие аспекты йоги, например, дхарана (сосредоточение), дхьяна (медитация) и так далее, хотя и без особых подробностей.

Человеческое Я или сознание в полной мере понималось, как нечто, находящееся за пределами тела и ума, но, в то же время, подлежащее реализации внутри. И это не удивительно, учитывая тот факт, что составление Вед вдохновлялось высоко развитыми йогами. Это высшее знание превосходит все национальные и языковые барьеры. Оно постигалось отдельными людьми во всех частях света и во все периоды истории.

В более поздней Веде-Атхарваведе (первый  индийский текст, связанный с медициной) обнаруживаются описания необычных способностей некоторых мистических персонажей и отдельных фаз пранаямы, а также понятие «тапаса» и мистического жара.
Можно сказать, что учение йоги в той или иной форме была известна в ведические времена, как и за много тысяч лет до этого. Это не удивительно, поскольку всегда были люди, которые стремились и пытались настроиться на более высокое сознание и выйти за пределы своей ограниченной индивидуальности. Однако, система йоги, по всей вероятности, ещё не была по‑настоящему сформулирована в до‑ведический и ведический периоды. Опыт йоги был известен, но науку йоги ещё только предстояло систематизировать.

Далее по датировкам, появляются комментарии к Ведам - это Брахманы и Упанишады, где о йоге можно узнать уже намного больше.

Брахманы — это тексты, касающиеся, в основном, жертвоприношений и ритуалов, хотя на их страницах можно найти чрезвычайно много знаний и исторических сведений. В качестве двух важных аспектов йоги в них упоминаются «джапа» (медитатативные техники, связанные с повторением мантр) и «мауна» (ещё один метод, способствующий медитации, который можно перевести как «внутреннее безмолвие»).

Именно в этих текстах впервые письменно упоминается универсальная мантра АУМ, и объясняется её значение.
Уже в этих текстах Йога начинает причудливо трансформироваться, возникают ее не классические формы.

Появляться основы науки «свара йоги» (изучения дыхании, течения психических потоков, и их взаимосвязи с жизнью), которые позднее получили дальнейшее развитие в классическом тексте «Шива Свародайя».
В Брахманах также говорилось и об использовании йоги для развития психических способностей, например, умения читать мысли других людей.

Упанишады дают уже более конкретные формулировки относительно йоги и ее техниках.
Слово «Упанишада» составлено из санскритских слов /шад —/ «сидеть», /упа/ — «рядом» и /ни/ — «учиться». В целом это слово можно перевести как «сидеть рядом и учиться у гуру». Кроме того, слово «упанишада» можно истолковать как тайное учение.
Принято думать, что существует около двухсот Упанишад, самые древние из которых были написаны около шестисотого года до нашей эры, а самые новые — в пятнадцатом веке нашей эры.
По традиции, подлинными считаются сто восемь из этих текстов, и лишь двенадцать или тринадцать из них признаны заслуживающими доверия.

Наиболее важны Иша, Кена, Катха, Прашна, Мундака, Мандукья, Тайтирийя, Айтарейя, Чхандогья, Светасватара и Брихадараньяка.
Упанишады также называют Ведантой — кульминацией Вед — поскольку утверждается, что в них выражена сущность Вед.

Центральной темой Упанишад является познание человеком самого себя и окружающего мира.
Путь йоги, который изображают Упанишады, далеко не усыпан розами — он требует больших усилий для реализации.
Как говорится в Катха Упанишаде, этот путь узок, как лезвие бритвы.

Там же дается первое точное определение йоги: йога это контроль чувств.
Там проводится чудесная аналогия с колесницей, запряжённой конями.

«Знай, что тело — колесница, а Атман— хозяин колесницы. Знай, что разум — возничий, а ум — вожжи.
Кони, запряжённые в эту колесницу — наши чувства, а путь, по которому они бегут — объекты чувств.
Когда Атман в гармонии с телом, чувствами и умом, мудрые люди называют Его «Наслаждающимся».»

Идеей йоги в этих трудах - обращение своего внимания внутрь, познание внутреннего Я.
Человек, в совершенстве владеющий самим собой, сравнивается с искусным колесницей, способным обуздать своих коней - чувства, именно такой человек достигает освобождения.

Что касается упоминания самой практики йоги, то о ней отчетливо говориться уже в ранних Чхандогья-Упанишады (начало I тыс. до н.э.)

«Сосредотачивает все чувства в Атмане», что позволяет нам заключить об описании практики Пратьяхары (йогическая техника отвлечения чувств от объектов, на которые они обычно направлены)
Во многих Упанишадах авторы пытаются описывать высший духовный опыт и понимание или знание, которое они получали. Для этой цели они используют притчи, поэзию.
Другие Упанишады описывают психологические установки, которые необходимо вырабатывать и принимать, чтобы встать на путь йоги и успешно продвигаться по нему.
Третьи содержат краткие высказывания о методах, которые можно использовать для достижения медитации.

В более поздних Упанишадах, таких как «Прашна» и «Катха», эта тема получила дальнейшее развитие. В них описаны различные формы праны (прана составляет основу всех форм жизни) в теле классифицируются в соответствии с их местоположением и функциями, и утверждается, что в теле человека существует семьдесят две тысячи нади, или пранических каналов. Кроме того, в них говорится о «кундалини» (психической и духовной силе), существующей в теле в форме змеи. А также в них содержится чрезвычайно подробные обсуждения мантры АУМ.

Возникновение индуизма

«Индуизм — это монотеистическая религия, последователи которой верят в то, что бог проявляет себя в различных формах. Человек может поклоняться той из форм бога, которая наиболее близка ему, при этом относясь уважительно к другим формам поклонения»

В течении всей истории развития йоги (как на протяжения ведического периода индийской истории так и после него) терминология йоги и ее мировозренческая направленность произвольно видоизменялась как известными философскими школами, так и бесчисленными аскетами, магами и йогинами-одиночками в силу личного разумения. Причём всё это были сугубо арийские интерпретации.

По мере того как с течением времени местные аборигенные культы стали смешиваться с представлениями Вед и набирать силу, как бы переваривая религиозные представления пришельцев, возник собственно индуизм.
Типичными для индуизма можно признать такие религиозные положения, как «дхарма», «карма», «сансара», «майя».
Два крупных эпических текста — Махабхарата и Рамаяна — были написаны около трёх с половиной тысячелетий назад, незадолго до рождения Будды.

Слово «Махабхарата» можно примерно перевести как «Великая книга индийской культуры», а «Рамаяна» — как «Путь Рамы».

Махабхарата содержит свыше ста тысяч стихов, а Рамаяна, хотя она и меньше по размеру, всё‑таки достаточно велика, чтобы считаться скорее энциклопедией, чем книгой.
Даже в сегодняшней Индии Рамаяна, пожалуй, остаётся самым популярным из традиционных писаний. В этой книге жизнь Рамы описывается прекрасными стихами, которые часто поют под музыку. Хотя она не содержит, или почти не содержит никаких конкретных указаний по йоге, она в символической форме описывает суть жизни йога и путь, который нужно пройти для обретения самореализации. Внешне, она касается жизни Рамы, его жены Ситы и других людей, а также невзгод, с которыми они сталкиваются в жизни. Но, в действительности, под этой тонкой маскировкой скрывается описание проблем и испытаний — как внешних, так и внутренних — с которыми приходится сталкиваться йогам на пути к трансцендентному осознанию.

Также более отчетливо о йоге упоминается в Бхагават-гите (часто называют «Гита-упанишада» или «Йога-упанишада») - шестой из частей Махабхараты
Основной упор в Гите делается на достижения уравновешенности в повседневных действиях, а не на аскетической традиции йоги - уходе из социума. Йогин не должен покидать мир. Напротив - он должен жить в самой гуще социума, не уклоняясь ни от чего. Причём единственное условие спасения заключается в систематической практике йоги и непривязанности к плодам своих действий.

В Махабхарате основной текст, повествующий о военных сражениях в определённый период истории Индии, чередуется со многими отрывками, относящимися к йоге и ее практике. Однако, суть её учения содержится во всемирно известной части, именуемой «Бхагавад‑Гита». Это поэма из семисот стихов, в которой воплощение Бога — Кришна, играющий роль возницы во время главной битвы эпоса, обучает великого воина Арджуну практике йоги.

И определения йоги звучат уже так:

«Уравновешенность йогой зовется»
«Йога - это мудрость, благодаря которой избежишь порабощения кармой» (то что предопределено тебе судьбой)
« Йога - это искусность в действиях, тотальность в действиях.

Также в Бхагават гите есть упоминание о самадхи, одном из йоговский понятий.
«Когда твой противопоставленный писаниям разум, утвердиться в непоколебимом самадхи, тогда достигнешь йоги»

Бхагавад Гита — это текст-путеводитель по йоге, применимый ко всем людям на свете, независимо от возраста, занятий и общественного положения.
Именно Бхагавад Гита призывает всех начинать заниматься йогой здесь и сейчас, не думая, что её можно практиковать лишь аскетам.
Практика йоги должна уже сейчас быть неотъемлемой частью жизни человека.
Ещё одна важная особенность Бхагавад Гиты состоит в том, что она соединяет все разнообразные аспекты йоги в одно всеобъемлющее целое. В практике йоги не следует ограничиваться одним путём. В действительности, это просто невозможно: необходимо объединение всех различных путей. Хотя человек может придерживаться одного конкретного пути, ему, по возможности, следует практиковать и другие пути. В Гите об этом говорится совершенно ясно.

На стыке эпох. Новые учения

Гаутама Будда

 

(около 563 до н. э. или 623 до н. э. - духовный учитель, легендарный основатель буддизма.

Махавира

 

(599 до н. э.) - основатель джайнизма и джайнской философии, проповедник. Современник Будды Гаутамы.

Конфуций

 

(около 551 года до н. э.) - древний мыслитель и философ Китая.

Сократ

(около 469 г. до н. э. - древнегреческий философ.

 

Начинает происходить качественное изменение всех традиций, устоев, мыслей.

Под влиянием Будды, появляется буддизм.

Рассказы о жизни Будды, его изречения, диалоги с учениками и монастырские заветы были обобщены его последователями после его смерти и легли в основу буддийского канона— «Типитаки»

Если Будда и отверг впоследствии учение двух своих учителей йоги, то лишь потому, что превзошел их в этом деле - так утверждает легенда. Буддизм не отрицает йогу, он видоизменил и дополнил ее классическую технологию и в дальнейшем появилась его собственная специфическая йога. Способы спасения целиком основаны на йогической технологии. При этом буддисты равно отвергали как учение Вед, так и традиционную психотехнику.

.

Под влияние Махавиры, появился джайнизм

Махавира, современник Будды Гаутамы, происходил из княжеской семьи, принадлежал к касте кшатриев.

Учения Гаутамы и Махавиры были очень похожи. Буддизм просуществовал в Индии около 1200 лет и резко пошел на спад, но распространился по всем странам Азии.
Учение Махавиры продолжила существовать в Индии и поныне. Сейчас это самые влиятельные общины в Индии. Их акцент учения основан на идеи ахимса, принципе ненасилия.
И внутри буддизма и внутри джайнизме появилась своя йога, с акцентом на медитацию и принцип ненасилия.

Йога - сутры. Патанджали

В это же время появляется систематизированное руководство по йоге - «Йога сутры» (примерно II в. до н.э.).
Это базовый текст индийской философской школы йоги, оказавший огромное влияние на восприятие йоги в Индии и остальном мире. Этот труд упоминается во всех значимых книгах школ йоги в мире, написанные Мудрецом Патанджали

Сам Патанджали назвал текст свой Ануш – асана – т.е « Идущий за..»
Патанджали считается автором (составителем) « Йога-сутры», но роль его в этом отношении сводилась к собранию существовавших задолго до него философских учений известного типа, их изложению и философскому обоснованию.

"Йога Сутры" до сих пор считаются классическим и авторитетным трактатом по раджа йоге (классической йоге).
Всего в ста девяносто шести шлоках Патанджали рассмотрел основы философии, предысторию, методы и достижения раджа йоги. В определённом смысле можно сказать, что он был в большей степени составителем, чем автором, поскольку собрал все существующие важные практики, которые использовались в течение многих столетий до него, и объединил их во всестороннюю и гармоничную систему. Он, несомненно, не изобретал пути раджа йоги, ибо её составляющие, по существу, были известны с начала ведического периода, за тысячи лет до него.

В йога - сутрах появляется новое определение йоги:

Йогаш Читта Витти Ниродхи:
«Йога есть обуздание волнений, присущих уму»
(или, иначе говоря, «Йога - остановка активных программ сознания»).

Состоят «Йога сутры» из четырех частей: учение о покое, о проработке (практика),о сверхъестественных силах и учение об освобождении…

Первые комментарии к йога-сутрам появились лет через 400. Первый, классический комментарий Вьясы к тексту датируют IV либо V веком н.э.
Другие известные комментарии были написаны Виджнянабхикшу и царём Бходжей (IX век), а также Раманандой Сарасвати ( XVI век н.э.)

Все современные учителя йоги начиная с 19 века переводили сутры и комментировали их.

Если понравилась статья и хотите узнать больше по этой теме - жми  "Введение в йогу. Правдивая история йоги"

Об истории и развитие йоги в наше тысячелетие читайте в статье "История йоги на Западе".

Записи вебинаров о теории йоги и ее развитии - здесь  

 

Вкратце об истории йоги смотрите в видео ниже

Для тех, кто хочет изучить технику классической йоги (раджа - йоги) и начать практиковать самостоятельно, предлагаем пройти:

 онлайн курс по йоге для начинающих.

  • Курс включает в себя теоретическую часть йоги (33 видео)
  • 10 практических уроков, помогающих на своем опыте разобраться в теории.

Если же вы хотите попробовать классическую йогу прямо сейчас - регистрируйся ниже

Разделы
Материал показался полезен? Помоги другим, сделай репост!

Поделиться
Класс!